Григорий Громов интернет информационные технологии инновационный проект

Дороги и перекрестки...

Домой
Содержание
Приложение
Статьи 2004-2005
Предисловие
От автора
О книге
Рецензии
Об авторе
Контакты

... истории Интернета
Григорий Громов

«Next» Перекресток
Web-истории

Самые первые Web-клиенты и первый сервер были построены на машинах NEXTSTEP.

Web как «следущий шаг» (NextStep)
революции персональных компьютеров
(PC Revolution)

С точки зрения истории информационных технологий (IT-history) машина NeXT, особые возможности которой в контексте данной задачи Тим Бернерс-Ли демонстрировал своему завлабу (Бену Сигалу), когда устанавливал эту машину на своем рабочем месте в ЦЕРНе, оказалась физически перекрестком двух IT-революций. Иными словами, компьютер NEXTSTEP в ЦЕРНе представлял собой акт символического рукопожатия – или, если хотите, акт передачи "эстафетной палочки"– героев двух (переходящих таким образом одна в другую) технологических революций.

Стив Джобс (Steven P. Jobs) – герой PC-революции, создатель NextStep.

Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) – герой WWW-революции, создатель Web.

Ниже приводится фрагмент биографии Стива Джобса, который в некоторой степени поясняет, видимо, драматический накал тех событий, которые привели к описываемому акту "передачи эстафетной палочки" героев двух революций.

...С момента выпуска первой партии Apple computers в 1978 г. и до 1983 г. темпы роста созданной С. Джобсом компании Apple составляли около 150% в год. Компания практически не имела конкурентов все это время. Однако затем в бизнес персональных компьютеров вошла IBM. Через два года после появления персонального компьютера серии IBM PC фирма IBM обошла Apple по объемам продаж персональных компьютеров...

Чтобы выстоять на этом – уже намного более жестких условий конкуренции – рынке, Джобс нанял руководителя компании Pepsi Cola Джона Скалли (John Sculley) на позицию президента Apple.

Понятно, что для Скалли это было не простое решение. Джобс это понимал и потому доходчиво объяснял ему, приглашая к себе на работу:

Подумайте Джон, что в сущности Вы можете сделать за следующие пять лет работы в Pepsi – суметь продавать намного больше сладкой водички детям. Если же Вы придете в Apple, Вы сможете... изменить мир.

Gelman and Rogers, 1985, p. 46.
Conant and Marbach, 1984, p. 56.

По итогам первого года работы в компании Apple Джон Скалли пришел к выводу, что для рыночно-эффективного решения вопросов развития предприятия, которым ему поручили руководить, необходимо отстранить... Стива Джобса от руководства компанией:

Мы могли бы вести дела значительно лучше, если бы исключили Стива из управления.

Gelman and Rogers, 1985, p. 46.

Скалли особенно не нравилось, что Джобс больше опирался на критерий оценки технологической «элегантности»вновь создаваемого компьютера, чем на реальные оценки потребностей потенциальных пользователей. Между тем в сложившихся условиях, когда продажи снижаются, такого рода подход, особо подчеркивал Скалли, является дорогостоящей роскошью. Наконец, отмечал он также, что постоянное личное вмешательство Джобса в ход проекта Macintosh оказывал деморализующий эффект и на другие подразделения Apple.

Gelman and Rogers, 1985, p. 47.

По итогам недолгой "подковерной" борьбы за мнение по данному вопросу правления компании, Скалли победил. В результате... Джобс был сослан в офис во вспомогательном здании, которое он назвал "Сибирь" (Siberia).

Джобс вспоминал потом, что там – в этой его внутрикорпоративной «административной ссылке» никакие важные документы компании, уже больше не ложились на его стол. Он стал тогда говорить буквально всем и каждому из руководящего состава компании, что хотел бы быть им полезным чем только может и всегда, когда им нужно. Специально обзвонил их всех, чтобы убедиться, что каждый имел любой его – включая и домашний – номер телефона. Но... лишь немногие из них когда-либо позвонили ему в ответ.

Джобс ушел из Apple и основал новую компанию под соответствующим той его ситуации названием NextStep.

Он планировал создать следующее (next) поколение персональных компьютеров, технические характеристики которых оказались бы убедительным укором для тех в Apple, кто вынудил его уйти. Однако этого не случилось. После восьми долгих лет борьбы, израсходовав 250 млн долл., NextStep закрыл отделение аппаратных средств в 1993 г.

Джобс понял, что он не может внести революционные изменения в аппаратные средства и переключил внимание на программную сторону компьютерной индустрии...

Однако случилось так, что еще до того, как Джобс закрыл это направление своих творческих поисков, произошла успешная инфильтрация значительного количества NeXT-машин в элитную зону IT-профессионального сообщества. Кроме прочего, они создавали там и новый технологически уровень компьютерной культуры разработки принципиально новых типов приложений. Одна из этих машин была та самая NeXT-машина Тима, которая оказалась использована в ЦЕРНе как детонатор WorldWideWeb взрыва.

Между тем, в течение лета 1998 г. некоторые Web-посетитетели сайта NeXT Software, Inc. http://www.next.com начали получать следующее сообщение переадресовки: "Сайт перемещен на http://www.apple.com/enterprise/". Вскоре ситуация прояснилась.

По итогам внутренней эволюции компании Apple, а также из-за текущих изменений в рыночной ситуации с 1998 г. Джобс - снова CEO компании Apple и История продолжается на следующем – next – круге. ...Как заметил о такого рода событиях Уинстон Черчиль: "Успехникогда не окончателен, поражениеникогда не фатально".

Акт рождения Web: регистрационные документы, этапы становления, первые проблемы и рыночные войны

  Web мне напоминает ранний период становления индустрии персональных компьютеров. Никто ничего не понимал. Все эксперты давали ошибочные заключения.

Steve Jobs. Wired, Febr 1996

Что это такое Web – по мнению его авторов. (Фрагменты авторской "Пояснительной записки"к проекту Web, составленной Тимом Бернерс-Ли и Робертом Каиллиау, 12 ноября 1990 г., ЦЕРН.)

Сначала авторы объясняют адресатам своей Записки суть базового для Web понятия "гипертекст":

Гипертекст включает в себя способ указывать, где находится следующего уровня подробности информация, ассоциированная с любым избранным в данный момент ее фрагментом (link), и предлагает соответствующий метод доступа к этой следующего уровня информации. При этом вся информация в гипертекстовом пространстве располагается по узлам его "паутины". По этим узлам (nodes) пользователь и "бродит" (browse) при желании в любом избранном им направлении.

Такой подход позволяет получить единый пользовательский интерфейс (single user-interface) для широкого спектра типов информации (научные отчеты, памятные записки, базы данных, техническая документация на компьютерные системы, онлайновые системы сопровождения и технической поддержки пользователей).

Потом переходят к изложению технического существа задачи, поясняя руководству – как и везде и всегда принято на таком этапе проекта – что им, в сущности, и ничего почти из дополнительных ресурсов для реализации обсуждаемой мечты не потребуется ("соберем из подручных материалов").

Мы предлагаем простой метод включения в описываемую систему уже существующих в ЦЕРНе серверов...

Дают основные определения, ключевые для понимания сути и механизмов функционирования системы:

Программу, которая предоставляет пользователю доступ к миру гипертекста, мы предлагаем соответственно назвать browser...

И перечисляют затем области вероятных приложений – разумеется, с учетом специфики работы организации, где находятся:

Видимо, для нас было бы не вполне корректно с точки зрения ответственного подхода к обсуждаемой теме сколько-то детально перечислять области приложений будущей системы, однако средства онлайновой поддержки и технического сопровождения экспериментов (experiment online help), техническая поддержка работ на ускорителе (accelerator online help), поддержка работы операторов Вычислительного центра, так же как и рассылка информации централизованными сервисами, такими, как, например, офис пользователей сети, обработка данных и системы электроники для физиков (Electronics & Computing for Physics),... – все они могли бы рассматриваться как очевидные кандидаты.

Всемирная паутина [WorldWideWeb (W3)] предназначена для обслуживания всех вышеперечисленных сервисов по всем участкам работы физики высоких энергий и занятых в этих работах сотрудников.

Заключительные фразы – об основных целях создания Всемирной паутины (accelerator online help и прочее, т.е. «колхозный инвентарь», чтобы лучше обслуживать) – в историческом контексте звучат особенно убедительно, так как отражают по-видимому, кроме всего, подлинное мастерство создателей Web в составлении подобного рода документов, адресованных администрации той организации, где работают.

Одновременно с цитированной выше Пояснительной запиской был подготовлен аналогичный по общему смыслу документ, который, однако, носил уже характер официального сформулированного Предложения к началу работ по проекту Web и был разослан по списку тех адресатов в ЦЕРНе, которые могли влиять на принятие соответствующего решения.

12 November, 1990 WorldWideWeb:
Proposal for a HyperText Project
To: P.G. Innocenti/ECP, G. Kellner/ECP, D.O. Williams/CN Cc: R. Brun/CN, K. Gieselmann/ECP, R.E. Jones/ECP, T.E. Osborne/CN, P. Palazzi/ECP, N.E. Pellow/CN, B.E. Pollermann/CN, E.M.E. Rimmer/ECP
From: T. Berners-Lee/CN, R. Cailliau/ECP
Date: 12 November 1990

...настоящий документ более подробно разъясняет назначение и суть Гипертекстового проекта.

...Проект состоит из двух основных этапов. На первом этапе мы используем только и исключительно уже существующее программное обеспечение и аппаратуру и потому предоставляем самые простые для начала браузеры для пользователей рабочих станций в соответствии с результатами анализа уже сложившихся требований к особенностям того или иного физического эксперимента, в котором они заняты. На втором этапе мы начинаем работы по расширению функциональных возможностей системы, чтобы предоставить пользователям возможность самостоятельно включать в нее новые информационные материалы.

Первый этап проекта займет, по нашим оценкам, три месяца при условии задействования в проекте в полную силу всех требуемых участников (take 3 months with the full manpower complement), а второй – следующие три месяца. Однако следует отметить, что этот второй этап представляется нам заметно более неопределенным по длительности (this phase is more open-ended), поскольку анализ дополнительных требований и дальнейших пожеланий первых пользователей к развитию проекта составляет ее неотъемлемую часть.

Для выполнения изложенных выше задач нам потребуется пять программистов (один из которых может быть из числа прикомандированных в ЦЕРНе специалистов). При этом каждый из них будет работать все это время по ясно очерченному кругу задач (к примеру, по поддержке компьютеров той или иной платформы)...

Об авторах этого документа:

Роберт Каиллиау (краткая биография по состоянию на середину 90-х гг.): 20 лет работы в ЦЕРНе: инженер по управлению экспериментом, решение задач организации пользовательского интерфейса, администрирование систем поддержки пользователей в задачах обработки данных, обработка текстов, гипертекст и, наконец, как логически вытекающая из предыдущего фаза – Web.

Тим Бернерс-Ли (материалы биографии, которые размещены на сайте руководимой им организации – http://www.w3.org). Тим изобрел Всемирную паутину (World Wide Web) в 1989 г., в тот период, когда он работал в ЦЕРНе. Он написал первую программу WWW-клиент (браузер-редактор, который работал на компьютере NextStep) и первый WWW-сервер. Он также написал основную часть коммуникационных программ, определения URL, HTTP и HTML. До работы в ЦЕРНе он руководил основанной им компанией Image Computer Systems, а до того работал в различных организациях на должности консультанта по разработке самого разного рода программных и аппаратных систем, систем реального времени, графических и текстовых систем и одно время занимал должность ведущего инженера в компании Plessey Telecommunications, Poole, England. Он кончил Оксфордский университет.

Роберт Каиллиау иногда, впрочем, рассказывает несколько более подробно, как это все с ними произошло, т.е. как в ЦЕРНе случился Web. Ниже приводятся фрагменты из его краткой хронологии Web.

1990 г. Cовместно с Тимом подготовили и представили руководству ЦЕРНа официальное предложение с обоснованием проекта WWW.

Майк Сендал (Mike Sendall) покупает в это время компьютер NeXT cube для того, чтобы понять, в чем состоят особенности его архитектуры, и отдает его затем Тиму. Благодаря совершенству программной системы NeXT cube Тим написал прототип, иллюстрирующий основные положения проекта, за несколько месяцев. Это был впечатляющий результат: прототип предлагал пользователям, кроме прочего, такие развитые возможности, как WYSIWYG browsing/authoring!...

В течение одной из сессий совместных обсуждений проекта в кафетерии ЦЕРНа мы с Тимом попытались подобрать «цепляющее»название (catching name) для создаваемой системы. Единственное, на чем я настаивал, это чтобы название не было в очередной раз извлечено все из той же Греческой мифологии. Тим предложил World Wide Web. Все в этом названии мне сразу очень понравилось, только трудно произносится по-французски...

1991 г. Да, конечно, прототип оказался весьма впечатляющим за исключением одного обстоятельства – компьютеры NextStep были далеко не самыми популярными в мире. Поэтому была сделана заметно более простая "обструганная" версия браузера (лишенная возможности редактирования), которая зато могла быть легко адаптирована к любому компьютеру. Она получила название Portable Line-Mode Browser.

Вычислительный центр Линейного ускорителя в Стэнфордском университете, Пало Альто, Калифорния (SLAC, the Stanford Linear Accelerator Center in California) стал первым Web-сервером в Америке. Этот сервер содержал огромную базу данных практически всех существующих документов (статей или их аннотаций и пр.) в области физики высоких энергий, и поэтому с этого момента возникла и начала удовлетворяться общемировая – сначала среди физиков этого профиля – потребность в соответствующей архитектуры Web специализированном программном обеспечении, которое именно таким образом и начало распространяться по миру.

Таким образом, цепная реакция распространения Web по миру была запущена с линейного ускорителя в Стэнфордском университете. Иными словами, и в данном совершенно особом – во всех остальных его сторонах совершенно нетипичном – случае действовало уже более полувека как неизменное общее правило: где бы, что бы и кем бы не было создано в области высоких технологий, для выхода на мировой рынок это "нечто"должно сначала в обязательном порядке пройти "сертификацию на рыночную перспективу" в той самой калифорнийской Кремниевой долине, историческим и социально-коммуникативным центром которой является Стэнфордский университет.

На состоявшейся в том же году в Сан-Антонио конференции Hypertext'91 была организована презентацию Web.

1992 г. Упомянутый выше – со всем и вся совместимый – построчный браузер (portable browser) предлагался всем желающим получить его копию в онлайне из ЦЕРНа как freeware. Поэтому все большее число подразделений и лабораторий самых разных институтов мира, занятых в области физики высоких энергий, устанавливали регулярную связь по Интернету с сервером ЦЕРНа. Среди первых в этом ряду были DESY (Гамбург), NIKHEF (Амстердам), FNAL (Чикаго). Однако следует отметить, что вскоре стал расти и более общий разносторонний интерес "населения Интернета" к Web.

Народ в Интернете начал пытаться самостоятельно уже развивать в том числе и всякого рода свои приложения на созданном изначально в ЦЕРНе базовом каркасе Web...

К концу этого года мир имел уже 50 серверов Web!

Как можно заключить из приведенной выше хронологии раннего Web от Роберта Каиллиау, по сути все локально поставленные задачи – во всяком случае, на принципиальном их уровне разработки – изложенные авторами в Предложениях к проекту Web, который они адресовали в 1990 г. руководителям ЦЕРНе, по состоянию на конец 1992 г. были выполнены.

Ученые, занятые в области физики высоких энергий, получили эффективное средство интерактивного доступа к интересующим их информационным материалам в самых разных исследовательских центрах мира. Но дело в том, что эти самые ученые – народ общительный, а в университетских кампусах и тем более. Можно было предполагать поэтому, видимо, уже и тогда, что физики не долго будут наслаждаться форой во времени в использовании благ новой технологии, которую для них предоставили коллеги из ЦЕРНа. Призывный клич к разработчикам программного интерфейса, исполняемый как правило во всем мире на один и тот же хорошо известный мотив: "Я, Вань, такую же хочу"(В. Высоцкий) к началу 1993 г. уже буквально плавал в кампусах ведущих университетов Америки.

Как часто бывает – и в Америке тоже – задолго до того, как назревающий социальный заказ на ту или иную разработку будет расслышан в промышленности, за решение проблемы взялись – прямо там же и на месте – в одном из таких кампусов.

В Национальном центре разработки прикладных программ для суперкомпьютеров Иллионойского университета (National Center for Supercomputing Applications (NCSA) at the University of Illinois, Urbana-Champaign, Illinois) в это время работал "на полставки", совмещая работу с учебой в этом университете, Марк Андриссен (Marc Andreesen). Как и многие молодые люди (он родился в 1971 г.) того же круга занятий, Марк, конечно, же давно уже "был" в Интернете и о возникновении Web тоже, разумеется, знал. Проблему, сдерживающую рост популярности Web, – трудный для массового пользователя юникс-ориентированный текстовый интерфейс первых браузеров – нет сомнения, видел не только он, но Марк почему-то решил что сумеет ее решить сам или с минимальной поддержкой со стороны.

В конце 1992 г. он пригласил для работы над этим своим – исходно в сильной степени фантастическом – проектом Эрика Бина (Eric Bina). Оба понимали, что задачей является создание браузера, который работал бы, во-первых, не только под Юниксом, как большая часть браузеров того времени, но, главное, включал в ядро своих функциональных возможностей работу с файлами, содержащими текст и графику (как уже существующие браузеры), а также мультимедийные компоненты.

Работали сутками напролет по многу дней без технических пауз. В начале 1993 г. выложили первую версию своего браузера на сервере NCSA. Поскольку NCSA был образован в университете в рамках государственного финансирования работ по суперкомпьютерам, то возможно было без проблем раздавать в онлайне браузер, созданный там "с нуля"– они назвали его Mosaic – бесплатно всем желающим как freeware.

В интересах исторической точности необходимо еще раз видимо напомнить, что Mosaic не только не был первым браузером, как многие иногда считают, но и не был первым браузером с графическим интерфейсом пользователя. Как выше уже было отмечено, еще "первородный" браузер, который в ЦЕРНе предложил Тим Бернерс-Ли, обладал, по крайней мере на принципиальном уровне, такими возможностями. Однако работал он только на почти неизвестном широкой публике компьютере NextStep.

Предлагались и другие – до Mosaic – такого типа браузеры, например, выпускник университета Пей Вей (Pei Wei) демонстрировал в мае 1992 г. браузер, имеющий сопоставимый уровень функциональных возможностей, который работал как на NeXT with CubeX, так и на Sun-4. Были и другие примеры успешных реализаций, но все они – до Моsaic – имели лишь небольшой круг пользователей, ограниченный относительно редкой платформой или слишком далекой от совершенства реализацией графического интерфейса пользователя. Только браузер Моsaic реально пробил этот барьер недоступности браузера широкой публике, в массе своей не обязательно обремененной знаниями тонкостей компьютерных технологий.

Как разъяснял Тим Бернерс-Ли,

Марк и Эрик встроили в свой продукт большое число очень важных решений. Они сделали браузер, который мог быть легко установлен и действительно прост в управлении. Они первыми предложили пользователям встроенные в текст картинки (inline images) – до того браузеры могли работать с цветными текстами, но картинки должным были изображаться в отдельном "окошке". Моsaic сделал Web несопоставимо более доступным и привлекательным для широкого круга пользователей.

Tim Berners-Lee: Press FAQ, w3.org

В течение первых нескольких недель Моsaic скачали десятки тысяч пользователей. Марк собрал целевую бригаду энтузиастов из студентов и сотрудников NCSA и в короткое время создал версию Моsaic для Windows- и Мас- приложений.

Web – практически в том виде, в котором он сегодня известен миллионам людей во всем мире, – был, таким образом, функционально завершен в университете штата Иллионойс. Напомним трассу основных этапов его рождения и развития:

1990 г. – Женева, Швейцария (ЦЕРН) – создание гиперстекстовой системы распределенного доступа для совершенствования информационного обслуживания работающих в ЦЕРНе физиков и инженеров, занятых в экспериментах в области физики высоких энергий.

1991 г. – Пало Альто, Калифорния (Стэнфордский Университет, линейный ускоритель SLAC) – использование созданной в ЦЕРНе гиперстекстовой системы Web для совершенствования информационного обслуживания научных организаций мира, занятых в области физики высоких энергий.

1993 г. – NCSA – создание универсального браузера с высокоразвитыми средствами пользовательского интерфейса для предоставления возможности всем в мире, кто испытывает – независимо от повода или причин (тоска, радость, неудовлетворенное праздно любопытство или научный поиск, тайный порок или открытый шахматный турнир, и т.д.) – потребность в информационном общении или доступе к любым включенным в систему Web информационным ресурсам.

В декабре 1993 г. «Нью-Йорк Таймс»отвела всю первую полосу бизнес-секции издания обсуждению технических подробностей и грядущих бизнес-перспектив Web как такового и браузера Мозаик, в частности. Как любил одно время повторять в своих выступлениях известный государственный деятель той же самой, кстати, эпохи, но только несколько иной специализации, "процесс пошел".

Один из первых в Америке гуру в области информационных технологий, созда-тель Ethernet, основатель компании 3Com, главный редактор InfoWorld и пр., и пр. – Роберт Меткалф (R. Metcalfe) разъяснял несколько лет спустя в своей редакционной колонке читателям, как и что, собственно, в начале 90-х гг. в мире произошло:

На первом этапе жизни системы Web Тим Бернерс-Ли запустил в Интернет универсальный ресурс-локатор (Uniform Resource Locator – URL), сформулировал Протокол передачи гипертекстовой информации (Hypertext Transfer Protocol – HTTP), а также базовые стандарты HTML и написал программные средства их поддержки для Юникс-платформ серверов и браузеров.

Как результат всех этих и многих других усилий в ЦЕРНе усилий несколько человек в мире поняли, что Web может быть окажется со временем лучше, чем Гофер (Прим. Gopher – того же времени, что и Web, система доступа к хранимой в Интернете информации, созданная в университете штате Миннесота, которая предоставляла для поиска в сети простой древовидной структуры интерфейс типа иерархического «меню», но не имела гипертекстовых «линков»).

На втором этапе жизни проекта Web Марк Андриссен и Эрик Бина разработали в NCSA университета Иллионойса браузер Моsaic. В результате несколько миллионов людей во всем мире внезапно поняли, что Web может быть лучше чем секс. (Web might be better than sex).

Bob Metcalfe, InfoWorld, August 21, 1995,
Vol. 17, Issue 34.

В сущности такую же этапность в истории создания Web обсуждал в том же 1995 г. и другой из первого ряда наиболее известных в компьютерной прессе США visionary (дальновидных) – один из ведущих создателей стандартов VRML и много другого еще в мире информационных технологий Марк Песке (Mark Pesce):

Можно считать что существует две ясно различимые эры в истории Webа: до Марка Андриссена и после.

Именно сочетание Web протокола от Тима Бернерс-Ли, который обеспечивал "связь" (connectivity), и браузера от Марка Андриссена, который предоставил функционально совершенный пользовательский интерфейс, создало условия для наблюдаемого взрыва. За первые 24 месяца, истекшие после появления браузера Моsaic, Web прошел стадию от полной неизвестности (за пределами считанного числа людей внутри узкой группы ученых и специалистов лишь одного мало кому известного профиля деятельности) до полной и абсолютно везде в мире его распространенности.

A Brief History of Cyberspace,
by Mark Pesce, ZDNet, October 15, 1995

Упомянутая выше статья в «Нью-Йорк Таймс»имела, впрочем (кроме описанного выше эффекта), также эффект выстрела стартового пистолета для запуска процесса, который внешне иногда напоминал в последующие несколько лет велогонку с общим стартом («это не базар, это не пожар – это велогонка с общим стартом...»), – одномоментного рывка большого числа самого разного финансового веса фирм, венчурных фондов и независимых предпринимателей в ожидаемую ими (с весьма и весьма разной степенью реальности) область высоких технологий, которую они могли рассматривать по тем или иным, как правило, в то время ошибочным соображениям в качестве наиболее перспективной с точки зрения будущих возможностей на «Web-инспирированном»рынке товаров и услуг.

Какими именно эти Web-товары и услуги окажутся в итоге коммерческого отбора еще пока никем и никогда в мире не виданного рынка, разумеется, в то время никто понятия не имел, но, самое главное, и не мог иметь, а потому случалось, что многие просто "столбили" всё подряд на внезапно открывшемся их распаленному СМИ воображению виртуальном "Эльдорадо".

Вал стремительно раскручивающейся Web-эйфории – с накачиванием средств огромного числа "сумасшедших инвесторов" (в такого рода "моменты истины" только, видимо, и можно в буквальном смысле воочию наблюдать, сколько в мире этих самых богатеньких Буратино), ринувшихся на это очередное, хотя и невиданных ранее масштабов поле чудес со всего мира – продолжался после той программной статьи в главной газете мира около 7–8 лет со все менее обоснованным но и, тем не менее, все более быстро растущим ускорением.

Всеобщее протрезвление – "посчитали прослезились" – наступило как всегда "внезапно". В конце 2000 – начале 2001 гг. (по достижении, по-видимому, критической массы в общей совокупности накапливавшихся отрезвляющих обстоятельств) по сути целиком "схлопнулся" так называемый Интернет-сектор фондового ранка, оставив на обсуждаемом участке истории Интернета финансовые руины десятков тысяч, как по свистку одновременно лопнувших, Интернет-компаний (так называемых "пузырей" доткомов –  Internet bubble).

Однако все эти вышеуказанные рыночные страсти общим весом в сотни миллиардов долларов начали проявляться все-таки несколько позднее, а пока (в конце 1993 – начале 1994 гг.) первый и вполне по любым критериям надежно обоснованный товар на этом вновь возникающем рынке разглядеть было не сложно даже на той "стартовой" странице "Нью-Йорк Таймс".

Речь шла о Web-браузере типа Моsaic как таковом. Поэтому с этого момента на рынке Web-браузеров по сути и начался процесс сначала традиционно рыночного ожесточенного размежевания, а потом естественным образом встречной интеграции – эмоционально относительно мягкий термин, применяемый для обозначения не всегда уместно звучащего жесткого понятия "монополизация". Этот процесс и получил тогда общее название "война браузеров".

Приведем ниже – в самой краткой форме – лишь наиболее примечательные в историческом контексте события того периода становления отрасли, который вошел в историю Интернета как «война браузеров».

Итак, по состоянию на начало 1994 г. существует браузер Моsaic и... всеобщее ожидание: что потом? В памятной статье "Нью-Йорк Таймс" Марк Андриссен даже и не упоминался – разговор шел с руководителями NCSA. Марк оставляет работу в NCSA и едет в Калифорнию. Все та же столбовая дорога, которую проходят практически все заметные нововведения – в Америке это уж как правило, но и не только.

Он устраивается на работу программистом в небольшую фирму, однако в основном занят тем, что ищет по Кремниевой долине деловые контакты для развития своего проекта. Через не слишком длительное время напряженных поисков он встретил Джима Кларка. 1 марта 1994 г. они начали переговоры о партнерстве в создании новой компании, которая получила название Моsaic Communication Corporation.

Теперь самое время напомнить, кто такой Джим Кларк (Jim Clark). В мире американского бизнеса существует широко известное предубеждение против "яйцеголовых" – разного рода профессоров и прочих титулованных "академиков" из университетских городков, которые любят высказываться на всякие экономические и прочие бизнес-темы, прекрасно меж тем сознавая, что ничего в том не понимают. Однако самое страшное случается, когда в силу той или иной ситуации они оказываются непосредственно у руля какой-либо частной компании. Это практически всегда – за абсолютно редчайшими исключениями – воспринимается как стихийное бедствие и точно так же заканчивается.

Так вот, среди редчайших из этого правила исключений как раз и был профессор Стэнфордского университета Д. Кларк. В его частичное – в данном контексте – оправдание можно было бы, наверное, добавить, что он не был все-таки "законченным профессором" во всех – для бизнеса – вышеотмеченных смыслах этого слова. Начать с того, что и формально он тоже, если покопаться в деталях, не был в постоянном штате профессоров университета, а состоял в Стэнфорде временно, как так называемый associate professor. И, тем не менее, даже для "неполного профессора" его отношения с миром бизнеса могли считаться поразительными.

Дело в том, что Джим Кларк не только не развалил ни одной компании, с которой когда-либо имел дело, но даже наоборот – основал и вывел на уровень одного из китов индустрии ныне всемирно известную компанию Silicon Graphics. По образованию он физик, а докторскую диссертацию защищал по компьютерной тематике.

Завершив формальности с основанием компании, Марк вернулся в Иллионойский университет уже с Д. Кларком, где они отобрали из состава коллег Марка по работе над браузером Моsaic ядро разработчиков для своей вновь созданной компании. С каждым из приглашаемых программеров Кларк вел длительное собеседование наедине. Словом, возвращались на Дикий Запад "отцы-основатели" новой компании уже со штатным расписанием сотрудников, готовых что называется с колес продолжать в Калифорнии работу над раскрученным в Иллионойсе браузером.

Здесь вновь необходимо отметить, что создание группой энтузиастов на новом месте компании Mosaic Communications Corporation, исходно ориентированной на развитие ранее созданного в NCSA продукта Mosaic, заметно упрощалось в данном случае по той простой (и весьма редкой на практике) причине, что NCSA была университетской организацией, существующей на государственные средства.

Руководство этой академически-исследовательской организации было настолько далеко по образу мыслей и стилю работы от любых "рыночных страстей" вообще, что по сути нейтрально-доброжелательно смотрело на процесс "похищения" у них команды разработчиков перспективного продукта вместе с самим продуктом. Понятно, что в частной организации этого просто не могло бы быть, или процесс такого рода "похищения" заведомо сопровождался бы грандиозным скандалом с многоярусными и многолетними судебными разбирательствами.

Вскоре название компании было изменено на Netscape Communications Corporation и, соответственно, базовый продукт стал называться уже не Mosaic, а Netscape. Именно Netscape по сути и создал Web-браузер в том виде, в каком он сегодня известен: frames, JavaScript и пр. К середине 90-х гг. Netscape контролировал около 90% рынка Web-браузеров. Будущее компании казалось – всем вокруг, а не только отцам-основателям – безоблачно прекрасным, но... ранее мы уже цитировали в сходном контексте, пусть и по несколько иному поводу, Уинстона Черчиля: "Успех никогда не бывает окончательным...".

В декабре 1995 г. Microsoft принимает стратегическое решение – сосредоточить все свои ресурсы на участке главного прорыва, который, как об этом объявил Билл Гейтс (Bill Gates), теперь находится в области Интернет-технологий:

There's never been a greater time for the software industry...

Bill Gates. Internet Strategy Workshop Key -note. December 7, 1995.

По определению журнала «Тайм», 7 декабря 1995 г. оказался днем "Пирл-Харбора" для рынка браузеров. Это был день, когда Билл Гейтс объявил, что Microsoft входит всей своей мощью в сектор рынка, который, как многие, видимо, тогда полагали, навсегда уже застолбили за собой основатели компании Netscape.

“Pearl Harbor Day." Time Magazine reported it when Bill Gates declared war on December 7, 1995... by Jeff Sutherland.

Нельзя сказать, чтобы это случилось так уж неожиданно. Многие из гуру информационных технологий об этом предупреждали, да и сам Марк Андриссен тоже испытывал, как отмечали некоторые его интервьюеры, неприятный озноб при одном только упоминании Microsoft:

Если нашей компании будет сопутствовать успех, значит, и со мной соответственно будет все в порядке. Если же нет, – в его голосе прозвучали нотки отчаяния, – мне придется работать на Microsoft...

If the company does well, I do pretty well, says Andreessen.

If the company doesn't do well, – his voice takes on a note of mock despair, – I work at Microsoft.

The (Second Phase of the) Revolution
Has Begun. By Gary Wolf, Wired 2.10.

Главный редактор PC Magazine Микаэль Миллер ровно за месяц до того самого дня Пирл-Харбор призывал своих читателей:

Забудьте про Windows vs. OS/2, забудьте PC vs. the Macintosh. Проехали. Новая война платформ идет не за операционные системы, их аппаратную поддержку и пр. Речь идет о стандарте на Интернет. Netscape и Microsoft предстоят реальные сражения, а главной ставкой в игре будет будущее World Wide Web.

Forget about Windows versus OS/2.

Forget about the PC vs. the Macintosh.

The new platform war isn't about operating systems or hardware designs: It's about standards on the Internet.

Netscape and Microsoft are up for a real battle, and what's at stake is nothing less than the future of the World Wide Web.

Warfare on the World Wide Web, by Michael J. Miller,
PC Magazine, November 7, 1995

(Michael J. Miller is executive vice president and
editorial director of Ziff Davis Publishing and has been
editor-in-chief of PC Magazine since 1991).

Месяц-другой спустя, на ту же в сущности тему, но уже более определенно высказался Стив Джобс: "Самое главное для Web – оставаться далеко впереди Microsoft" – заметил он, имея в виду, что, по его мнению, пять лет форы, которую получили разработчики Webа, пока в компании Microsoft разглядели его реальный коммерческий потенциал, могут оказаться вскоре недостаточными для их дальнейшего успеха.

"The most important thing for the Web is stay ahead of Microsoft."
Steve Jobs. Wired, February 1996, p. 162

Впрочем, уже к маю того же 1996 г. многим становится ясно, что исход битвы будет решаться вовсе не в прямом сопоставлении потребительских характеристик альтернативных браузеров. У компании Microsoft есть предостаточно иных "непрямых" путей к победе и без такого рода лобовых сражений.

Как только Microsoft-браузер будет включен в операционную систему Windows (а это, видимо, заведомо произойдет еще до конца этого года), война будет закончена, если конечно Netscape не будет к тому времени оснащен чем-то уж совершенно фантастическим, чего Microsoft просто не сможет сделать».

By Robert Scoble's e-mail to Web Review Magazine

Опять же ради исторической точности следовало бы добавить что оба конкурирующих браузера имели, в сущности, единый прототип – Microsoft, как и многие иные компании, тоже приобрела лицензию на тот первородный Моsaic и с него именно стартовал затем ряд их браузеров под общим названием Internet Explorer.

На фоне подавляющего преимущества Netscape на рынке браузеров по состоянию на начало 1996 г. обозреватели отмечали, что это... уже ни о чем не говорит. Среди наиболее убедительных в ряду таких пояснений, видимо, следует упомянуть характерное замечание ведущего в то время комментатора PC Week Чарльза Купера (Charles Cooper):

Может быть, конечно, Microsoft пока еще идет вторым в Интернет-гонке, но... Много более важным в данном случае является тот факт, что в Microsoft уже, видимо, успели забыть те разделы пиар и маркетинговых стратегий, которые в Netscape еще только пытаются постигать...

Microsoft may still be No. 2 in the Internet race, but... What's more, Microsoft has forgotten more about PR and marketing than Netscape ever learned.

The contrast between the two companies was highlighted the day after Clark induced mass sedation when Microsoft's group vice president, Paul Maritz, wowed the crowd with the kind of polished, four-star presentation that the Redmondians seem to be able to do with their eyes closed.

Just like his boss, Maritz promised a lot of stuff that's still not here. But he generated excitement and energy and buzz. The upshot was to create the kind of halo effect that will pay dividends when it comes time for developers and corporate shoppers to make their buying and investment decisions...

Of Silicon Valley and Sominex,
by Charles Cooper, PC Week, June 5, 1996.

Исход войны, вообще говоря, мог бы быть понятен уже через месяц после того, как Гейтс объявил о своем решении ее начать, когда стало ясно, что это была не декларация о намерениях, а вполне реальная программа действий компании Microsoft. Тем, кто почему-либо не сразу понял общий расклад сил, Билл Гейтс пояснял это со всей определенностью уже тогда. Характерный эпизод на одной из того времени пресс-конференций:

Вопрос к Б. Гейтсу: "Netscape и в самом деле стал очень сильным, не так ли?"

Его ответ: "Сколько, по-вашему, программистов у них работают?"

Question: Netscape has certainly come on awfully strong.

Bill Gates: How many software developers do you think they have?

The world according to Gates By Don Tennant,
InfoWorld Electric, January 4, 1996.

Ему, по сути, вторил Джим Барксдейл (Jim Barksdale), один из ведущих в то время руководителей Netscape:

"Бог всегда на стороне больших батальонов", – говаривал в такого рода ситуациях Наполеон. Очень редко случается на войне, чтобы слабыми силами удавалось победить много более мощного противника.

"God is on the side of the big battalions", – said Napoleon. Very few times in warfare have smaller forces overtaken bigger forces...

by Netscape's Jim Barksdale, Wired 3.02.

Согласно объективной статистике, из ежемесячных отчетов Интернет-сервис-провайдеров (ISP) следовало, что поворотной точкой в той несостоявшейся по сути войне оказалось "жаркое лето" 1996 г.:

Поворотная точка войны браузеров
Рыночные доли Web-браузеров драматическим образом
изменились за пару месяцев

Месяц 1996 г.

Рыночные доли, %

Netscape Navigator Microsoft Internet Explorer
Май 83,2 7,0
Июнь 78,2 8,3
Июль

72,6

15,8

Август

62,7

29,1

Источник: Intersй Corporation.

К октябрю 1996 г. ситуация окончательно прояснилась. К примеру, Боб Ней (Bob Ney), основатель и технический руководитель одной из наиболее быстро развивавшихся тогда северо-калифорнийской ISP компании, разъяснял автору этих строк общую обстановку в своем e-mail:

...В качестве Интернет-сервис-провайдера я собирался предоставлять пользователям, кроме собственно физического соединения их с Интернетом, также функционально завершенный пакет необходимых для этого программ. Обратился сначала, разумеется, в компанию Netscape. Они говорят, что готовы предоставить мне возможность настраивать их продукт на мои требования, если заказ превысит 2500 копий заказываемых программ за первый год контракта, при цене 17 долл. за копию. Отвечаю им: хорошо, могу пойти на это. Тогда они уточняют: пожалуйста, вышлите чек на половину общей суммы Вашего годового заказа сразу.

Но позвольте, это же 21$ ,$250 долл. Для меня, относительного небольшого ISP, это означает необходимость залезать весьма глубоко в мои финансовые резервы...

Тогда обратился в Microsoft. Они говорят, что будут рады выслать мне весьма привлекательный, на мой взгляд, пакет программ запрашиваемого мною типа, который обладает возможностью полной индивидуальной настройки на требования пользователя, поддерживается операционными системами Win95, Win NT, Win3.1 и включает в себя: Explorer 3, Netmeeting, коммерческий TCP dialer and stack. Кроме того, они включают в этот комплект специализированный сервер для автоматизации процесса регистрации новых пользователей.

Пакет этот они могут поставлять для меня на CD, если предпочту предоставлять его пользователям таким образом. Он конфигурируется с помощью встроенного wizard за считанные минуты. Иными словами, это очень удобный пакет программ с встроенной системой его установки у пользователя.

Согласен, говорю им, все это конечно прекрасно, но сообщите, пожалуйста, сколько это стоит?

Отвечают, что все это поставят бесплатно. Раздавайте, ради бога, пакет сво-им пользователям в тех объемах, какие только сами в состоянии освоить. "Кушайте на здоровье"– сколько влезет!

Суть в том, что Microsoft – огромная компания, которая может себе, видимо, позволить вбухать сотни миллионов долларов в разработку, продукты которой будет потом раздавать бесплатно. Netscape, с другой стороны, вынужден искать возможность получить хоть немного денег за те продукты, которые создает. Это все понятно, но... думаю ведь в первую очередь о своем бизнесе, а потому и предпочел программное обеспечение Microsoft. Таким же образом, видимо, рассуждают и остальные ISP.

October, 1996:
X-Sender: bney@mail2.quiknet.com
To: view@netvalley.com
From: Bob Ney
Date: Tue, 8 Oct 1996 18:24:41-0700

... As an ISP, I want to give my customers a software package for their use. I contacted Netscape.

– They said they would let be customize and repackage their product, if I committed to buy 2500 the first year at $17 each.

I said OK, I can do that.

– Then they said, great please send your check for 50 % of the moneys due.

That's $21,250. As a small ISP I dont have that available without dipping into my reserves.

I am then contacted by Microsoft and was told they would send me this really nice customization kit, which will build a release for Win95, Win NT, Win3.1 and install Explorer 3, Netmeeting, a commercial TCP dialer and stack. And it has a automated user sign up server built into it.

It will build a CD-ROM image, if I want to distribute that way.

It configures with a wizard in about 5 minutes.

It's seamless and a really good piece of software and installer.

I said that it sounded great, how much?

No charge. Distribute it all you want to your customers.

Have fun.

Microsoft is such a monster company that they can drop multi millions into development of a product package that they will give away.

Netscape on the other hand actually wants to make a bit of money on their product.

Thinking of myself first, I took the Microsoft software.

So will most other ISP's...

Bob Ney, QuikNet, Inc. Sacramento CA

Так – принятием решения за массового пользователя обслуживающим его ISP – завершилась, по существу не начавшись, та самая «война браузеров»...

Ранняя история создания Гипертекста:
эволюция базовой концепции, этапы
создания научного фундамента Web

"Три кита" Интернета

Интернет в том виде, в каком он существует сегодня, стоит на трех китах:

  1. Собственно сети физических каналов (проводные и беспроводные) передачи сообщений, началом глобального развития которых принято считать первые сеансы успешной передачи в 1858 г. сообщений между разделенными океаном континентами – прокладка трансатлантического кабеля.
  2. Создание компьютерных систем пакетной коммутации сообщений, работы над которыми в Америке начались исходно как ответ Америки на запуск в СССР первого Спутника в 1957 г., и привели вскоре к созданию специализированной под эту задачу правительственной организации АRPA, а затем, к началу 70-х гг. минувшего века, разработке первых версий ARPANET – действующего прототипа будущей всемирной сети Интернет.
  3. Разработка "гипертекстовой надстройки" над глобальной системой пакетной передачи сообщений типа ARPANET. Эта работа была выполнена в конце 1980-х гг. в ЦЕРНе и в 1990 г. дала стартовый толчок к началу развития наблюдаемого ныне эта-па массового развития Интернета – World Wide Web.

 

Иными словами, то что сегодня воспринимается сотнями миллионов пользователей Интернета во всем мире, как Webэто избранный специалистами ЦЕРНа теоретический метод и аппаратно-программные средства для приложений концепции гипертекст к Интернету.

Далее кратко рассматриваются основные вехи исторического пути зарождения базовой концепции и первых версий информационной структуры систем типа "гипертекст".

Хронология Гипертекста.

За начало отсчета эры "гипертекст" принято считать публикацию в 1945 г. в журнале The Atlantic Monthly статьи "Как мы можем думать" (As We May Think) Ванневара Буша (Vannevar Bush), в то время советника по науке Президента США Рузвельта. Статья содержала основные контуры многих из тех базовых концепций, которые позднее легли в основу исследований пионеров разработки гипертекстовых систем. Приведем ниже отрывки из тех классических работ по гипертексту, которые в значительной степени ныне и реализованы в Web.

1945 г. Ванневар Буш предложил Memexконцептуальную машину, которая могла бы хранить обширные объемы информации, что само по себе в то время было далеко не очевидным для технических прогнозов фактом, но, главное, давало бы пользователям возможность самим организовывать необходимые им информационные структуры, а также прямые связи (автоматические переходыlinks) между близкими по избранной ими тематике текстами или иллюстрациями для дальнейшего их уже в таком структурированном виде хранения и использования в качестве необходимых ссылок (reference).

Чтобы правильно оценить исторический смысл статьи, изложившей концепции возможных в будущем путей автоматизации работы с огромными массивами информации, необходимо вспомнить, каким был уровень развития вычислительной техники в то время в США. В стране было два–три компьютера, причем с "машинной памятью", во много раз (точнее сказать, на много порядков) меньшей, чем в любом из чипов нынешних наручных электронных часов.

Подобно известному обращению Эмерсона (Emerson) "К американским ученым" в 1837 г., статья Ванневара Буша определяла новые отношения между размышляющим человеком и суммой накапливаемых человечеством знаний.

Концепция гиперсвязей (hyperlink) Ванневара Буша

Все наши нынешние трудности с оперативным доступом к необходимой информации вызваны в значительной степени искусственностью системы индексации, принятой в нынешних хранилищах (библиотеках и пр.) информации.

Когда данные любого типа размещаются в хранилищах информации сложившейся структуры, то в настоящее время они либо регистрируются в алфавитном порядке, либо просто нумеруются. Соответственно и информацию в подобных хранилищах можно найти (когда это оказывается действительно можно), только двигаясь по иерархии такого рода индексов от верхнего (по избранной структуре) подкласса к следующему, расположенному ниже относительно него, подклассу.

Любая единица хранения информации при таком способе ее размещения и индексации может находиться только в одном месте, если не создаются для хранения дополнительные ее дубликаты.

Пользователь должен в каждом отдельном случае строго следовать заданным правилам, как отыскать путь к данному элементу информации, и эти правила обычно оказываются громоздкими и трудными для восприятия.

Наконец, найдя очередной нужный ему элемент информации в таком хранилище, пользователь должен выйти из системы и только затем, войдя снова в нее, искать новый путь.

Между тем человеческий мозг работает не так – он работает по ассоциации. От одного вызванного из памяти элемента данных он тут же переходит к следующему в том их ряду, который предлагает ему ассоциативный ход мысли в соответствии с некоторой сложной структуры паутиной (web) связей между ними, формирующейся в клетках человеческого мозга.

Этот процесс имеет, разумеется, и другие характеристики; ассоциативные трассы между элементами памяти, которые долго не используются постепенно угасают, стираются, да и сами элементы хранения в такой памяти не являются фиксировано неизменными – человеческая память в значительной части состоит из "мимолетных воспоминаний".

Скорость доступа к огромным объемам информации, фантастическая сложность путей этого доступа, да и сами по себе наблюдаемые иногда детали всплывающих в нашей памяти мысленных образов впечатляют и находятся далеко за пределами всего до сих пор известного нам в природе.

Человек не может, разумеется, даже надеяться когда-либо полностью воспроизвести такого рода мыслительный процесс искусственно, но он, конечно, должен оказаться в состоянии учиться на его примере. В относительно небольшом числе случаев можно было бы, видимо, и превзойти "оригинал" при таком следовании аналогиям его функционирования – в той части, например, что искусственно создаваемые хранилища информации отличаются от мозга большей стабильностью процесса хранения элементов информации.

Однако первая идея, которая вытекает из обсуждаемой аналогии, относится к задаче выбора. Процесс выбора элементов информации по ассоциации, в отличие от использования метода индексирования, мог бы быть автоматизирован.

Никто, разумеется, не может надеяться достичь того уровня быстродействия и гибкости, с которой мысль следует за ассоциативным рядом вызываемых ею образов, однако, с другой стороны, видимо, было бы возможно со временем значительно превзойти человеческий разум по уровню стабильности хранения и определенности чтения элементов информации, извлекаемых из создаваемых таким образом искусственных хранилищ.

Представим себе будущее устройство для индивидуального использования, которое является своего рода автоматизированной папкой для хранения документов и – следующий уровень – библиотекой таких документов.

При этом для начала потребовалось бы дать название такому устройству – пусть это будет "memex".

Memex – это устройство, в котором человек может хранить свои книги, архивы документов, записные книжки с контактными адресами и телефонами, и которое при том автоматизировано так, что ко всем этим своим – персонального назначения – информационным материалам человек может быстро и гибко обращаться.

Это оказалось бы по сути расширением возможностей персональной памяти человека.

Предлагаемое устройство включает в себя письменный стол, за которым человек работает и получает при этом доступ к информации, находящейся на расстоянии. Сверху над таким столом размещены наклонные светящиеся экраны, на которые выводятся для чтения требуемые ему информационные материалы. Имеется также клавиатура и комплект кнопок и управляющих рычажков. Во всем остальном такое устройство выглядит, как обычный письменный стол...

На вершине memex – прозрачная рабочая поверхность. На ней размещены выдержки из обширных информационных материалов, фотографии, записки любого рода. Материал находится на своем месте в удаленном хранилище, и нажатием на управляющий рычажок пользователь заставляет его отобразиться на пустом месте пленки memex. Для этого используется "сухая фотография".

При этом есть, безусловно, и условия для поиска в архиве в соответствии с обычной схемой индексации. Если пользователь желает ознакомиться с некоторой книгой, он набирает ее код на клавиатуре, и титульный лист книги появляется перед ним, проектируемый на одну из просмотровых панелей.

Часто используемые коды мнемонические, поэтому пользователю редко приходится обращаться к справочнику кодов индексации; но когда он вынужден это делать, то достаточно одного прикосновения к клавише.

Кроме того, имеется также ряд дополнительных управляющих рычажков на рабочей панели такого стола. При отклонении одного из них вправо пользователь пролистывает книгу, которую вызвал из памяти удаленного хранилища. Причем каждая страница проектируется на экран со скоростью, которая соответствует его возможности бегло просматривать каждую очередную – листаемую нажатием на рычажок – страницу. Если он отклоняет рычаг еще правее, то темп вывода информации возрастает до 10 страниц одновременно; если наклонить рычажок еще правее – до 100 страниц одновременно, и т.д. Отклонение влево дает ему тот же самый режим управления скоростью вывода информации, но только в обратном направлении (реверсивное движение) перелистывания страниц.

Отдельная специальным образом помеченная кнопка возвращает просмотр на стартовую страницу индекса. Таким образом, любая книга из его библиотеки теперь может быть вызвана и будет им просматриваться значительно более эффективно, чем, если бы он брал ее с книжной полки.

Поскольку имеется несколько проекционных панелей, пользователь может оставлять найденный им фрагмент информационных материалов на одной панели, в то время как он вызывает другой. При этом он может добавлять примечания и комментарии на полях рассматриваемого текста, в том числе и с использованием одного из типов сухой фотографии. Все это может быть устроено так, чтобы он делал пометки пером, аналогичным тому, которое используется в фототелеграфе, появившемся сейчас в залах ожидания на железной дороге. То есть оказывается возможным работать с экранным изображением страниц точно так, как с бумажной страницей...

As We May Think. The Atlantic Monthly.
Vannevar Bush. 1945.

На фоне провидческих размышлений о функциональном прообразе будущих персональных компьютеров с развитыми диалоговыми средствами, соединенных с гипертекстовыми по их смыслу базами данных или даже уже работающих в Web, которые формулировал разносторонне благополучной судьбы ученый Ваневар Буш, с особым, видимо, драматизмом воспринимается судьба создателя концепции, программ и первых приложений гипертекста – Теда Нельсона (Ted Nelson).

Ниже мы приводим некоторые из его собственных высказываний, но в основном – разные точки зрения на его работу и судьбу его друзей, коллег, а также беседы с ним некоторых из журналистов наиболее влиятельной части американской прессы.

1965 г. Тед Нельсон придумал и первым ввел в компьютерный научно-технический слэнг термин "гипертекст". Термины "гипертекст" (hypertext) и "гипермедиа" (hyper-media) были впервые опубликованы Тэдом Нельсоном в сборнике трудов 20-й национальной конференции ACM в 1965 г.

Гипертекст означает "непоследовательное" чтение. То есть гипертекст – это такой текст, который содержит ветвящиеся разделы, и при этом самому читателю предоставляется выбор для следования в процессе чтения той или иной ветви изложения текста после встреченной им очередной "развилки" сюжета повествования. Наиболее эффективно чтение такого рода "ветвящихся текстов" в интерактивном режиме.

Ted Nelson, Literary Machines.

1967 г. Энди ван Дам (Andy van Dam) с соавторами создают первую реально практически работавшую гипертекстовую систему редактирования...

Гипертекстовая система редактирования работала на компьютере IBM/360 с памятью 128K. Работы по данному проекту финансировались компанией IBM, которая затем продала систему Хьюстонскому космическому центру (Houston Manned Spacecraft Center), где она практически использовалась для подготовки документации космической программы "Аполлон".

De Bra. The Hypertext Editing System (1967)
and FRESS (1968).

1981 г. Тед Нельсон создает концепцию Xanadu – глобально централизованной гипертекстовой базы данных, охватывающей всю открыто доступную в мире для машинного ее хранения и коммерческого использования письменную информацию. Коммерческая сторона предложенной концепции должна была базироваться на разновидности широко известной оплаты за пользование документами типа роялти – "pay-per-document"...

Хотя я, Эндрю Пэм (Andrew Pam), встречал иногда статьи, написанные Тэдом для журнала Creative Computing, первый раз мне удалось прочитать подробности легендарного проекта Xanadu в 1987 г., когда я приобрел второе издание его классической книги "Компьютерная библиотека / Машина мечты" (Computer Lib / Dream Machines), выпущенное Microsoft Press... где он высказал идею "вселенной документов" (docuverse) или, иными словами, универсальной библиотеки мультимедийных документов.

Поскольку я всегда был страстным почитателем научной фантастики, то мое воображение еще до того было буквально захвачено идеей универсально доступного компьютерного хранилища и поисковой системы, типа той, которая была представлена в 1975 г. в романе Артура К. Кларка "Имперская земля"... Однако в данном случае был, как выяснилось, кто-то, кто уже был занят в проекте по созданию такой системы. Я немедленно отослал cвой взнос... в Проект Xanadu... а также купил издание 1988 г. книги Теда «Литературные машины» (Literary Machines, 1988) и видеофильма Technical Overview, подробно описывавших проект Xanadu...

Andrew Pam. Xanadu Australia.

Предлагаемые ниже фрагменты из статьи "Проклятье Ханаду" (The Curse of Xanadu) Г. Вольфа (Gary Wolf) в журнале Wired, основанной на его многочасовых беседах лицом к лицу с Тедом Нельсоном, относятся к числу наиболее впечатляющих из исторического ряда иллюстраций к общему, видимо, тезису: "лицом к лицулица не разглядеть..."

Далеко не все детища воображения Нельсона обладают равной значимостью. Однако все они возникли в процессе его работ над лишь одним великим... неоконченным проектом, в котором он все-таки достиг в итоге того уровня мировой известности, к которому стремился с мальчишества.

В одном из наших (Гари Вольф) многочисленных разговоров Нельсон сказал, что он никогда не преуспел бы как... бизнесмен, потому что "единственный вещью, которой я когда-либо хотел заниматься, был Xanadu".

Проект глобальной гипертекстовой издательской системы Xanadu с многолетним выдуванием "мыльного пузыря" несуществующего программного продукта является, видимо, видимо самым длительным из всех известных во всей письменной истории компьютерной индустрии. Система эта разрабатывалась... более 30 лет.

Не только длительностью своего вызревания проект Xanadu напоминает о таких предшествовавших сопоставимых масштабов проектов, как, к примеру, Великая китайская стена, которая строилась почти весь 16-й век, и только к моменту ее завершения выяснилось, что она не может служить препятствием для сколько-то серьезных сил вторжения в страну. Однако, учитывая относительную юность коммерческих приложений компьютерной техники, следует признать, что проект Xanadu все-таки поставил в наши дни полный и никем и ничем все еще непревзойденный рекорд бесполезности (futility), который крайне трудно будет в обозримом будущем побить какой-либо другой компании.

Вместе с тем следует отметить, что сам по себе факт, что Нельсон с 1960 г. создал себе репутацию короля среди всех иных участников безуспешных программистских проектов, делает изучение истории проекта Xanadu особенно интересным с другой стороны – провал этого проекта (или, если пользоваться более оптимистичной формулировкой – его долго откладываемый успех) совпал по времени с рождением так называемой хакерской культуры (hacker culture).

Постоянно освещаемые в прессе маниакально упорные зигзаги развития проекта Xanadu между триумфом и банкротством, видимо, наглядным образом демонстрируют как раз ту сторону хакерского подхода к реализации масштабных проектов, которая бывает особенно характерна для кажущегося иногда внезапным падения миллиардных корпораций из числа наиболее широко известных легендарно "рожденных в гараже".

Среди людей, которые считают себя посвященными лицами, проект Нельсона Xanadu иногда рассматривается как шутка, но это лишь поверхностный взгляд. Трудно недооценить его самое разностороннее влияние на профессиональное сообщество. Публикации и многочисленные публичные презентации Нельсона вдохновляли многих, в том числе и наиболее дальновидных программистов, руководителей коллективов разработчиков и целых корпораций, включая к примеру основателя Autodesk Inc. Джона Уокера (John Walker), истратить впустую миллионы долларов и годы лично несоразмерных итогам усилий на этот проект.

Понятно, что цель впечатляла. Xanadu задумывался как универсальная библиотека, разносторонне полезная всемирная гипертекстовая издательская система (в том числе, и для разрешения споров об авторском праве), как механизм организации действительно свободных, глобально доступных форумов для обсуждений и разноплановых дебатов в них.

Делая общедоступной самую разностороннюю информацию о мире в целом и мельчайших его деталях, Xanadu, как предполагали, поможет преодолевать, в том числе, барьер внутриакадемического снобизма и пренебрежения "мнениями со стороны"; заметно понизит риск тяжких политических ошибок, случающихся из-за взаимного недопонимания позиций сторон и связанных с этим недоразумений, и т.д.

Рассуждая с той типично хакерской позиции, что причинами многих катастроф мирового масштаба оказываются пренебрежение влиятельными людьми компетентного мнения по той или иной проблеме рядовых граждан, а часто и случаи прямой глупости власть предержащих, наконец, просто ошибки во взаимном понимании людей, организаций и целых государств, Xanadu, как предполагалось... спасет этот несовершенный мир.

The Curse of Xanadu. Gary Wolf, Wired 3.06.

Что такое Xanadu – откуда термин?

В поэме "Кубла хан" (Kubla Khan) Сэмюэля Тейлора Колриджа (Samuel Taylor Coleridge) упоминается "волшебное место литературной памяти", и оно названо Xanadu. По мнению Теда Нельсона, Xanadu должен был представлять собой единую глобально литературную среду, хранилище для всего, что кто-либо когда-то написал.

Ted Nelson and Xanadu, Paul De Bra.

Г.Громов. Дороги и перекрестки истории Интернета

Предыстория | Дорога первая | Дорога вторая | Next | Дорога третья | Статистика Интернета | Итоги и прогнозы | Эпилог и пролог

От гиперкниги к гипермозгу: Информационные технологии эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки

Содержание • Приложение • Статьи 2004-2005 • Предисловие • От автора • О книге • Рецензии • Об авторе • Контакты

Последнее обновление: 12.02.2007.