Онлайн-версия CD-ROM
приложения
к книге Г.Р.Громова
"От гиперкниги к
гипермозгу: информационные технологии
эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки."
"Интернет пузырь" - явление следующее: те же и Конгресс
Григорий Громов, (шт. Калифорния, США)
Ситуация с так называемым "интернет пузырем" вступает в следующую - очередную - фазу своего теперь уже кажется всем очевидного бесконечного развития. В Конгрессе США идут слушания о дополнительных налоговых льготах, которые необходимо - полагают авторы законопроекта - предоставить телекоммуникационным компаниям, которые обеспечивают скоростные каналы выхода в Интернет американцам.
Нынче в США свыше 60 процентов домовладельцев имеют выход в Интернет, но - по мнению заметной части Конгресса - ситуацию нужно дополнительно форсировать, потому что Интернет - главный ускоритель развития американской экономики.
В ходе дебатов этого законопроекта буквально стон стоял в зале, где шло обсуждение. Противники проекта, соглашаясь с общим тезисом его авторов про роль Интернета для дальнейшего развития - и, более того, наращивания темпов развития - экономики страны, просили коллег обратить внимание, что это же ведь фактически "проект без ресурсов".
Как можно сокращать налоговые поступления в казну, к примеру, тех штатов, где многие губернаторы и так сидят в такой "глубокой яме", что вынуждены всех, кого только еще можно выпускать - независимо от приговора - из тюрем, потому что у них нет денег в казне, чтобы даже содержать тюрьмы? Какие еще им сокращения предлагается cделать, чтобы дать дополнительные льготы связным компаниям, которые и так процветают? Но законопроект, похоже, что пройдет...
Напомним, что когда началась в этой вновь нарождающейся отрасли первая серьезная ее структурная пререстройка с массовым схлопыванием большого числа компаний, которые за первые 5 лет развития отрасли не нашли своего места на рынке товаров и услуг, многие заговорили, что Интернет - это была такая огромная пирамида финансовая, где через наукообразную терминологию и фондовую биржу дурачили огромное число инвесторов.
А тут еще подошла давно ожидавшаяся рецессия очередная и демагоги разных мастей - впереди разоблачитель монополий Ральф Надер (ветеран популлистских баталий в СМИ против корпораций и в защиту потребителей. Нынче идет независимым кандидатом на выборах Президента США), как всегда, на белом коне - заговорили, что это доткомы обрушили американскую экономику. Подробно пояснял, к примеру, тот же Надер тогда в своих теле-интервью всю механику такого одурачивания, которую он-то уж конечно просек первым, но до поры молчал, чтобы "не спугнуть дичь".
Потом посыпались иные проблемы, далеко усугублявшие ту рецессию: 911, Enron-Worldcom, и пр., - и про доткомы в народе временно забыли, но видимо не все. Во всяком случае, в ежегодных сводках состояния экономики Америки графа "электронной коммерции" сохранялась и, более того, на удивление точно показатели в той графе соответствовали тем "миражам" многомиллиардных оборотов, которыми пудрили мозги доверчивым инвесторам в те годы второй половины 90-х, которые одно время относили к периоду вздутия "Интернет-пузыря".
Иными словами, сохранялось впечатление, что американцы в массе своей не заметили скандального лопания того "пузыря" и продолжали себя вести так, как будто никогда про то не слышали. Дальше – больше. Выяснилось, что эта самая "электронная коммерция" и многие другие слои проникновения ранга Web сетевых подходов для решения актуальных задач хозяйственного механизма страны и, далее, в частную совсем жизнь граждан и обеспечивают удивившие всех темпы роста этой самой экономики и производительности труда в те самые годы, что считались - и были – очередной рецессией.
Поясню суть кажущегося противоречия на простом примере, о котором писал некоторое время назад в заметке: "Красивое прощание". Группа серьезных организаций вложили около 60 млн. долларов за несколько лет в создание некоторой перспективного направления Интернет-компании.
На пике развития была она в фокусе внимания прессы, хорошо работала, имела офисы в нескольких городах США - всего там трудились около 150 человек. Потом - в одночасье - накрылась медным тазом. Нет смысла обсуждать причины, так как случай не исключительный, а причины у всех разные. Главный фактор - с какого-то момента паруса их продукции утеряли контакт с флюидами рынка. Трогательное прощание – чаще, увы, бывает иначе - и ... все. Шестьдесят миллионов в трубу? Не совсем так, как выясняется.
Сначала общее замечание, а потом вернусь к той компании. Сотни миллиардов долларов, вбуханные в доткомы, были - как оказалось - одним из наиболее эффективных вложений в американскую экономику за ... все время ее развития. Были созданы технологии, подготовлены люди, которые и стали основным генератором новых проектов, которые собственно и тащат нынче экономику США - основной локомотив начала этого века это оказался.
В обсуждаемой же компании все разворачивалось - за время после той по ссылке выше про то публикации - следующим образом. По бухгалтерским книгам провели те инвесторы свои убытки - безвозвратно вложенные в схлопнувшуюся компанию десятки миллионов долларов. А потом ... "вспомнили", что на пике своего развития, та компания, как и многие другие быстро растущие старт-апы покупала некоторые компании которые были поменьше нее, но с весьма перспективными идеями.
Так вот одна из них к моменту схлопывания материнской компании, хоть и была все еще в кадровом отношении сравнительно маленькой - около 30 человек там работали - но уже второй год была прибыльной. Более того, обороты ее росли весьма быстро. Словом, когда все более аккуратно посчитали, то оказалось, что уже к концу текущего года она выйдет на обороты, при которых ее рыночная капитализация может превысить те финансовые вложения уровня 60 млн. долл., которые были сделаны в проект в целом. Точка. Период.
Ситуация для Веба, cледует заметить, генетически типичная - побочный продукт (side effect) оказывается много ценней основного "планового результата" деятельности по проекту.
| Andy Grove summed up the online pioneers' attitude when asked about the return on investment (ROI) from his firm's Internet ventures: "This is Columbus in the New World... What was his ROI?" Christopher Anderson |